В настоящее время МПС России приняло решение о внедрении на всей сети Российских железных дорог системы «Пальма» в качестве основного средства автоматической идентификации железнодорожных транспортных средств. В ней использован принцип радиочастотной модуляции сигнала. Система автоматической идентификации (САИ) «Пальма» работает на основе СВЧ-технологии с применением частот 865, 867 и 869 МГц, что позволяет считывать информацию на больших расстояниях и при высоких скоростях движения. Базовый уровень системы образует облучающая считывающая аппаратура. В ее состав входят считыватель с антенной (рис. 1) и кодовый бортовой датчик (рис. 2). Датчик представляет собой пассивный элемент, не содержащий источника питания; необходимая для его работы энергия поступает от считывателя в виде электромагнитного сигнала. Дальность работы напрямую зависит от мощности считывателя. Преимуществом пассивных кодовых бортовых датчиков перед активными, имеющими источник питания, является практически неограниченный срок службы — не требуется замена элемента питания. Кодовый бортовой датчик КБД-2 относится к категории RW-датчиков (с возможностью многократной записи и считывания информации). Имеется возможность перезаписывать данные до пяти раз, однако для предотвращения несанкционированного перекодирования предусматриваются меры, не допускающие повторной записи. Это достигается благодаря особой конструкции датчика, позволяющей устанавливать его на борт транспортного средства только один раз. При попытке снять датчик, что необходимо для перекодирования, его внутренние элементы разрушаются.
Информация, считанная с бортового датчика, и данные о срабатывании колесных датчиков передаются на станционный концентратор информации линейного уровня, где и происходит вся необходимая обработка. Здесь же из сообщения о проходе поезда через пункт считывания исключается информации от датчиков транспортных средств, расположенных на соседнем пути. Для этого вычисляется время появления начала и конца подвижной единицы перед антенной. Соотнесение времени считывания бортового датчика со временем прохождения вагона обеспечивает привязку к порядковому номеру подвижной единицы в составе поезда.
Рис. 1. Пункт считывания системы «Пальма»
Рис. 2. Кодовый бортовой датчик