ЭССО СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ УЧАСТКОВ Ж.Д. ПУТИ
МЕТОДОМ СЧЕТА ОСЕЙ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (ЭССО)
1. Назначение
1.1. Контроль свободности (занятости) участка пути любой сложности и конфигурации мето-дом счета осей: блок-участков при автоматической блокировке, стрелочных и бесстрелочных участков в системах горочных автоматических централизаций, участков приближения к переез-дам совместно с системами переездной автоматики.
1.2. Контроль свободности перегона совместно с устройствами полуавтоматической блоки-ровки (ПАБ) либо при их замене, а также организация автоматических блок-постов при ПАБ.
1.3. Замена рельсовых цепей (РЦ) на станциях при пониженном сопротивлении изоляции или применении металлических шпал (совместно с электрической централизацией).
1.4. Фиксация факта прохождения осей подвижных единиц в системах ПОНАБ и ДИСК.
1.5. Измерение скорости и ускорения движения составов или отцепов и т.п.
2. Особенности системы
2.1. ЭССО разработана с учетом отечественных условий эксплуатации устройств ЖАТ, качест-ва линий связи и квалификации обслуживающего персонала и относится к классу малообслужи-ваемых систем; обладает высокой надежностью и помехозащищенностью, в то же время просто-той установки и обслуживания.
2.2. ЭССО разработана с учетом требований безопасности движения и имеет дублированную структуру. Отказ или сбой в работе любого узла системы приводит к выключению путевого ре-ле данного контролируемого участка и появлению индикации о неисправности.
2.3. Элементная база системы обеспечивает автоматическую подстройку под различные усло-вия эксплуатации и простое согласование с внешними устройствами и системами СЦБ, такими, как, например, ПОНАБ, ДИСК, ГАЦ, ЭЦ и ДЦ (в т.ч. и микропроцессорные), устройства отобра-жения поездной ситуации и т.п.
3. Состав комплекта и размещение аппаратуры
В состав комплекта устройств ЭССО входят:
3.1. Рельсовые датчики (РД) с комплектом креплений к подошвам рельсов марок Р-50, Р-65. Ус-танавливаются РД без каких-либо изменений в конструкции рельсовой линии в соответствии с га-баритом пути и подвижного состава. Предназначены для фиксации факта прохождения осей.
3.2. Напольные электронные модули (НЭМ). Располагаются в непосредственной близости от РД (путевая коробка, кабельный ящик, релейный шкаф и т.п.). Предназначены для подсчета и обра-ботки информации о числе прошедших осей и организации помехозащищенной передачи ее к цен-тральному пункту (пост ЭЦ, релейный шкаф АПС, будка ПОНАБ и т.п.). Совокупность двух рель-совых датчиков и двух НЭМ, образующих между собой пары основного и дублирующего каналов, представляют собой счётный пункт (СП). Каждый счётный пункт подключается к своей двухпро-водной линии связи СЦБ, магистральному кабелю связи (МКС) либо окончаниям аппаратуры уп-лотнения, работающей по МКС, РРЛ, ВОЛС.
3.3. Платы постовых устройств (ППУ, или «приемники»), содержащие постовые приемники (ПП), решающие блоки (РБ), схемы управления и контроля реле (УР). Предназначены для приема и обработки поступающей от СП по двухпроводной линии связи СЦБ информации (от двух, трех или четырех СП на каждый приемник в зависимости от конфигурации контролируемого участка). Каждые 2 ППУ образуют ячейки постовых устройств (ЯПУ), состоящие из основных и дубли-рующих плат постовых устройств.
3.4. Источник питания, содержащий собственно источники питания ППУ и коммуникационные устройства. Коммуникационные устройства предназначены для сбора данных (количество осей подвижного состава на участке пути и диагностика) с 10 плат постовых устройств, установленных в кассету, и передачи этих данных по последовательному интерфейсу RS-232 в компьютер.
3.5. Кассеты приемников. Устанавливаются на центральном пункте в непосредственной близо-сти от места установки путевых реле (на постах ЭЦ, в релейных шкафах и т.д.) и обеспечивают взаимосвязь всех постовых устройств ЭССО.
Переключатель типов контролируемых участков (ПТКУ), входящий в состав кассеты постовых устройств, служит для выбора алгоритмов работы плат постовых устройств в зависимости от ти-пов контролируемых ими участков по плану станции.
Платы постовых устройств (до 10 ППУ), ПТКУ и источник питания устанавливаются в кассеты приемников и образуют блоки приемников.
В качестве исполнительного элемента контроля занятости используются нейтральные или комбинированные реле I класса надежности (типа АНМШ, АНВШ, ПЛ3У и т.п.).
Для защиты системы от сбоев во время переключения фидеров питания, аварийного отключе-ния энергоснабжения или импульсных помех в сети питания ~220В (50 Гц) применяется источник бесперебойного питания (ИБП), устанавливаемый на центральном пункте.
Пример размещения аппаратуры ЭССО на неразветвленном участке рельсовой линии показан в приложении 1. Примеры оборудования разветвленных участков с числом стрелок не более двух показаны в приложении 2, примеры объединения контролируемых участков - в приложении 3.
4. Принцип действия
НЭМ совместно с РД производит фиксацию фактов прохода колесных пар и их подсчет. Ин-формация о числе прошедших осей посредством двухпроводной линии связи помехозащищен-ным кодом передается на центральный пункт, где принимается ППУ, которые обрабатывают ин-формацию, полученную от двух, трех или четырех СП и принимают решение о состоянии контролируемого участка. Под контролируемым участком понимается участок рельсовой ли-нии, огражденный со всех концов СП.
5. Характеристики и свойства
5.1. Блочно-модульная конструкция, обеспечивающая технологичность обслуживания, ремон-топригодность, отсутствие специальных требований к квалификации обслуживающего персонала.
5.2. Отсутствие каких-либо регулировок при установке и замене блоков ЭССО.
5.3. Автоматическая настройка системы при включении (с учетом разброса параметров РД) и поддержание этой настройки при изменении температуры окружающей среды.
5.4. Непрерывный автоматический контроль исправности РД и НЭМ, состояния линий связи между РД и НЭМ, между НЭМ и приемником, положения РД относительно рельса и отсутствия ферромагнитных тел на рабочей поверхности РД и его индикация на центральном пункте.
5.5.Вывод на индикацию всех видов неисправности ЭССО, а также числа осей на огражденном участке (при необходимости или по требованию заказчика).
5.6. Стыковка посредством стандартных интерфейсов с компьютером на платформе РС; про-граммное обеспечение для отображения поездной ситуации.
5.7 Программная, аппаратная и конструктивная защита системы от случайных неверных дейст-вий персонала.
5.8. Питание системы: сеть переменного тока 220В, 50 Гц.
5.9. Диапазон изменения напряжения питания 166...264 В.
5.10. Потребляемая мощность: одним НЭМ не более 10 ВА, одной ППУ не более 4 ВА.
5.11. Скорость прохождения оси над РД 0...360 км/ч.
5.12. Гарантированная дальность передачи информации: между НЭМ и приемным
пунктом: до 10 км – по кабельной либо воздушной линии СЦБ; до 20 км – по МКС; без ограничений – через аппаратуру уплотнения по МКС, РРЛ, ВОЛС.
5.13. Диапазон рабочих температур:
РД, НЭМ (при относительной влажности до 100%, выпадении росы, инея) -60...+85°С;
ППУ, источники питания (при относительной влажности до 95%) -60...+85°С.
5.14. Габариты: РД - 305х100х25 мм, РД в сборе с креплением на Р-65 - 320х290х165 мм, НЭМ - 200х140х80 мм, кассета для 10 ППУ - 380х130х300 мм.
5.15. Масса: РД - 0,8 кг, РД в сборе с креплением на Р-65 - 11 кг, НЭМ - 2 кг , кассета для 10 ППУ - 4 кг.
6. Развитие работ по системе
Проектирование ЭССО было начато в 1994 г. Летом 1995 г. началось внедрение системы на промтранспорте. В 1998 г. получено разрешение ЦШ МПС на проектирование и ввод ЭССО в опытную эксплуатацию на Свердловской ж.д.
Система ЭССО серийно выпускается по ТУ 01002-9911-1, имеет сертификат безопасности РОСС RU.ЖА 02.Н00011 № 0099129 от 21.08.2000 г. На базе ЭССО разработан целый ряд систем ж.д. автоматики: система интервального регулирования движения СИР-ЭССО, система контроля горочных участков пути ЭССО-ГАЦ и прочие. Также разработаны средства для инструментальной проверки узлов ЭССО и стыковки со средствами телекоммуникаций, техпроцесс обслуживания ТО 00204-0900-1, методические указания по проектированию И-283-01 и методические материалы для обучения персонала.
В настоящее время ЭССО принята в постоянную эксплуатацию и рекомендована к тиражирова-нию на сети МПС. Система эксплуатируется на 6 дорогах сети МПС, а также на подъездных путях более чем 20 крупнейших предприятий России и ближнего зарубежья; ведется проектирование ЭССО на 9 дорогах сети МПС и ближнего зарубежья.
7. Экономическая эффективность
7.1.Экономическая эффективность применения ЭССО заключается в снижении стоимости обо-рудования участков пути по сравнению с РЦ; в снижении затрат на содержание устройств СЦБ и верхнего строения пути; в снижении простоев подвижного состава и увеличении грузооборота за счет уменьшения времени на восстановление устройств СЦБ; в исключении потерь от хищения медесодержащих узлов РЦ.
7.2.Срок окупаемости ЭССО составляет 0,9 года на участках с электротягой и ДЦ и 2,9 года на малодеятельных участках.
Для получения дополнительной информации обращать-ся по адресу:
620107, г. Екатеринбург, а/я 143, УрГУПС, НПЦ "Промэлектроника",
тел. (3432) 45-34-75, ж.д. 4-46-26, тел./факс 45-74-49, ж.д. 4-37-91,
e-mail: npcprom@mail.ur.ru